Ru|En
 

Resto.ru - поисковая система для гурманов

 

Новости HoReCa

Булгаковского буфетчика Варьете, имевшего неосторожность посетить «нехорошую квартиру» № 50, в числе прочего поразил «необыкновенный, похожий на церковный свет», который лился сквозь цветные стекла окна. Одним упоминанием этого света Булгаков передает фантастическую, загадочную атмосферу обители Воланда, потому что витражи, которые безошибочно угадываются в окнах, судя по всему, и создавались как волшебная ловушка для солнечных лучей и человеческих душ.

Витражи - ловушка для солнечных лучей. Рестораны Владивостока

Церковь Сент-Шапель в Париже

История витражного искусства – это, прежде всего, история средневековых европейских храмов. Вертикальные шпили, остроконечные арки, ребристые своды католических соборов, причудливый свет, струящийся сквозь высокие стрельчатые окна, неземные звуки органа – вот контекст, в который впаяны витражи как вид искусства, вот в чем их изначальный смысл. Стеклянная мозаика в храмах Средневековья отличалась глубоким конденсированным цветом, и фаворитом мастеров того времени был пронзительно-синий – как Вселенная, как музыка небесных сфер, как ледяное зимнее небо. Католические соборы никто не собирался делать уютными - достаточно было их величественности. И хотя в западной церковной архитектуре того времени свет стал одним из главных элементов интерьера, назначение витражей – не разноцветное освещение, а поучение, напоминание о жизни вечной.

На Руси строили другие храмы – белокаменные и светлые, они не подавляли своей монументальностью и отличались совсем иной пространственной организацией. Витражи в русской церковной традиции никак не обозначены, к тому же, писать иконы на хрупком, недолговечном стекле было запрещено. Это уже позже, в 19 веке, а алтарном окне Исаакиевского собора установили огромную стеклянную икону с изображением воскресшего Иисуса Христа. В светских же интерьерах витражи использовали более охотно, однако позволить себе такую роскошь могла только знать – стекло было привозным и дорогим товаром. Цветные стекла часто устанавливали в комнатах, предназначенных для отдыха: в будуарах, курительных, библиотеках, причем особенно хорошо витражи вписывались в так называемый «восточный» стиль. И это – уже ближе к той роли, которую уготовала для витражного искусства современность.

Витражи - ловушка для солнечных лучей. Рестораны Владивостока

Хрустальный дворец в Мадриде

Как и несколько веков назад, витражи остаются недешевым товаром. Вероятно, потому что товаром-то в полном смысле слова цветные картины назвать сложно, ведь каждая из них – ручная работа и выдумка художника. Чудесное преображение обыденности – вот за что ценят витражи те, кто украшает с их помощью свой дом.

Витражами по-прежнему декорируют окна, причем не только в загородных особняках, где, казалось бы, масштаб больший, но и в городских квартирах. Помимо эстетики - удивительного преломления света, его меняющейся в зависимости от времени суток насыщенности – стеклянная мозаика выполняет и вполне практические функции. Например, непрозрачный витраж с мелкой зернистой фактурой защитит хозяев от посторонних глаз не хуже занавесок. Если напротив – окна в окна – находится соседний дом, такое применение витража – вполне удачное и оригинальное решение. Такое же затейливое непрозрачное окошко часто устанавливают в банях. Межкомнатные двери – тоже вполне традиционное поле деятельности для художника-витражиста. Правда, из-за ограниченной площади (как правило, под витраж используется не вся плоскость двери) размах работ здесь небольшой.

Витраж подразумевает обязательное присутствие света в интерьере. Если в случае с окнами и дверями, свет рождает само пространство, он пронизывает стекло насквозь, то витраж в потолке или в глухой стенной нише, требует искусственной подсветки.

Панно, окна, двери, проемы между помещениями – спектр применения витражей достаточно широк. Однако существуют и ограничения, которые настоящий мастер преступать не станет: все- таки стекло - материал бьющийся. Поэтому над ванной витражи лучше не устанавливать и часто открывающуюся дверь целиком из цветного стекла делать не стоит.

Витражи - ловушка для солнечных лучей. Рестораны Владивостока

Кафедральный собор в Ковентри

Что касается дизайна витражей, то это вопрос особый, соотносимый в первую очередь с желаниями и финансовыми возможностями заказчика. Абстракция, орнамент, цветы, пейзажи – возможно все, вот только цельные картины с изображением людей, животных встречаются реже по причине своей дороговизны и долгого кропотливого труда. Мастера витражного дела не удивляются ничему: ни когда их просят создать в квартире точную копию горящих самоцветами стен со станции метро «Новослободская», ни когда заказывают огромное панно с изображением любимого коня – чемпиона скачек.

Сложность работы зависит от самого рисунка и от стекла, которое используется в витраже ( его по-прежнему возят из-за границы). Витраж из 50-60 различных видов стекол довольно непросто изготовить. Для создания эффекта легкости и воздушности применяют преимущественно прозрачные стекла, в некоторых других случаях – глухие, почти не пропускающие солнце, которые, тем не менее, выглядят весьма эффектно в отраженном свете. Часто комбинируют абсолютно разные по структуре и фактуре стекла, не говоря уже об их цветовой гамме. Впрочем, по свидетельству специалистов, большинство заказчиков предпочитает для витражей бежевые, теплые, сдержанные тона, призванные не раздражать яркостью красок, а успокаивать.

Основная часть работ над витражом от клиента скрыта, и пока он готовится увидеть сказочный итог своего заказа, над витражом колдуют мастера. Кусочки стекла вырезают по шаблону, а затем соединяют их друг с другом. Существует несколько техник сборки стекла. В классическом варианте фрагменты витража вставляются в свинцовый или латунный профиль, и после этого стыки профиля пропаиваются. Подобная техника позволяет заполнять большие по объему пространства, практически без риска, что со временем витраж деформируется. Еще одна технология – «тиффани» - позволяет использовать множество мелких деталей и придает изящество, ювелирную тонкость обработки линиям рисунка. В этом случае кусочки цветного стекла обтачивают, оборачивают в медную ленту и спаивают друг с другом. В технике «фьюзинг» металлический профиль вообще не используется: на отдельном листе стекла собирают рисунок из его кусочков и спекают в печи в единый пласт.

Со вкусом подобранный витраж, конечно, украсит любой интерьер, однако лучше, если окружающее пространство создается одновременно с витражами и мыслится в сочетании с ними. При соблюдении этого условия эффект будет удивительный. Поэтому столь важно участие в оформлении комнат дизайнеров, с которыми фирмы, изготавливающие витражи, очень любят сотрудничать. Все-таки самоцветная мозаика в доме создает особую атмосферу и требует соответствующего антуража. Собственно, почему витражи должны украшать лишь такие значительные площади, как стена, потолок или окно? Орнаментом из разноцветного стекла можно оживить мебель – например, стеклянные створки шкафа или прозрачную столешницу. Довольно необычно смотрятся выполненные в технике витража светильники, плафоны, бра.

Заказчики не любят, когда фотографируют готовые витражи в их доме, – может быть, не желают отдавать миру частицу той «особости», которую подарила им мелодия света, пронизывающего красочное стекло. Возможно, это сродни тому, как дети собирают цветные бутылочные осколки и глядят сквозь них на дома, машины, прохожих, кошек, собак и ворон на деревьях – в каждом существе и предмете вдруг возникает удивительная магия, вполне понятная детям и немного забытая взрослыми.

Елена Батмазова

17.01.2015

Комментарии

 
Доступно в AppStore
Android app on Google Play